Как сделать нагрудник башкирский своими руками.

Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Отличительные особенности башкирского национального костюма

Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.

Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия,
  • был предусмотрен широкий вырез горловины,
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.

Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.

Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.

Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Верхнюю одежду часто украшают аппликациями. По краям изделия нашивают тесьму красного или золотого цвета.

Многообразие оттенков

Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:

Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

Видео

Башкирский национальный костюм

Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…

Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов

В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.

Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя

Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.

Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Женский национальный костюм

Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка. Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают многочисленные фото.

Платье — основа наряда

Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).

В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.

На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.

Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.

Другие элементы костюма

В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.

Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.

Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.

Интересно! Передник (алъяпкыс) — обязательная часть праздничного наряда. Для торжественных случаев он шьется из дорогих и красивых тканей.

Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.

Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.

Мужской национальный костюм

Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским.

На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.

Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.

В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.

Интересно! Жителей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубахи.

У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.

Читать также:  Как сделать пирамиду из картона своими руками.

При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.

В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.

Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.

Особенности детского национального костюма

Детская одежда практически не отличалась от взрослой.

Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни молодых. Для башкир оно обладало особенной торжественностью. Подготовке свадебных нарядов молодоженов уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежды жениха и невесты должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе. Ради этого родители готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платье украшалось лентами и богатыми оборками.

Цвет традиционного наряда молодых имел значение, он отшивался в двух цветах:

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белые сапожки, они отшивались из тончайшей и мягкой козьей кожи.

Красную свадебную рубаху для будущего супруга невеста шила и вышивала собственноручно и непосредственно перед важным днем вручала её суженому.

Башкирские костюмы создавались на века. Современная молодежь бережно хранит эти народные традиции.

Презентация по краеведению &#171,Башкирский национальный костюм&#187,

Описание презентации по отдельным слайдам:

Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха, употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоев верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.

Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян (елән) — костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).

МУЖСКОЙ ЕЛЯН Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа, отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом.

ЖЕНСКИЙ ЕЛЯН Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом.

До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления. Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет.

Башкир и башкирка в национальном костюме. Начало ХХ в.

Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун).

Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Кукла в национальном Башкирском костюме

Вот наконец-то я закончила свою замечательную куколку, над которой трудилась 4 месяца. И хочу с вами поделиться своей радостью)). Так получилось, что многое пришлось переделывать, кукла оказалась очень требовательной и все время требовала от меня новых решений. Мы с ней прошли удивительный и очень познавательный путь, я даже не подозревала , сколько интересного мне предстоит узнать, создавая мою любимицу.

Мой пост довольно длинный, но я надеюсь, будет интересным и познавательным для вас.

Сначала я хочу вас познакомить с моей куклой ее зовут Бибинур, так звали мою прабабушку, к счастью мне даже удалось ее застать, и помню я ее как большую модницу и шутницу) она могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Каждый раз, появляясь в новом платье на завтрак, обед и ужин.) И именно о ней я думала, создавая куклу.

Но к кукле я пришла не сразу. В самом начале пути мне хотелось просто создать тедди-долл в национальном башкирском костюме)), сделав набросок, я преступила к лепке личика, выкройкам туловища…Слепить мне хотелось именно такое личико, которое отражало бы национальные черты и особенности.

И что вы думаете, когда личико было готово моя девушка ни в какую не хотела быть “ медвежонком”, как бы я не примеряла ей медвежье туловище, она не соглашалась и буквально морщила нос)))) И в конце концов я была вынуждена с ней согласиться она действительно была рождена быть куклой)) грациозной, статной, как моя прабабушка))

Поняв, что работа намного усложнилась, на создание куклы требуется конечно же больше времени , я решила сделать башкирский костюм с полной детализацией , скажем так уменьшенную копию реального костюма, причем не осовремененного, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек», а с элементами одежды полностью соответствующими реальной одежде древних башкир.

И вот с этого момента началось мое путешествие в прошлое, в древний мир башкир, если можно так выразиться, поиск соответствующей литературы и т.д.

Представления современного человека о народном костюме порой ограничиваются только внешним видом одежды и названиями ряда украшений или элементов декора. В свою очередь народный костюм отражает весь процесс духовного, культурного и экономического становления той народности, которую он представляет. Традиционный народный костюм это своего рода книга знаний «свиток», доступный для понимания тому, кто умеет его читать.

В своей статье, мне бы хотелось познакомить вас не только со своей новой куклой, но и со всеми особенностями национального башкирского костюма, с основными его элементами, значением и смыслом. Ведь без этого вряд ли получиться понять мою куклу. Попробуйте взглянуть на народный костюм по-другому, глазами древних людей, увидеть что-то новое, чего может быть не замечали раньше. Я хочу дать вам хотя бы малую часть того, что несет в себе башкирский народный костюм. Для описания всех особенностей, конечно же, нужна целая книга.

Начну с того, что башкирский костюм оказался для меня гораздо сложнее и осмысленнее, чем я представляла, я с большим удовольствием изучала книги и статьи о башкирском костюме. Начав с поиска выкроек для куклы, я закончила свой путь полным прочтением книг о костюме, культуре и быте башкир. В своей статье я буду уделять внимание только тем элементам башкирского костюма, которые представлены на моей кукле, так будет наглядней для вас

Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Поэтому башкирский костюм отличался и менялся в зависимости от проживания людей. Моя кукла отражает костюм восточных (зауралских) и юго-восточных башкир, те края, где и прошло мое детство.

Немаловажную роль в сохранности традиций в башкирском костюме юго-восточных и зауральских башкир сыграли Уральские горы. Непроходимые леса, высокие горы являлись естественным барьером к проникновению в край представителей других народностей. В результате башкирские племена, проживающие на территории Южного Урала, развивались изолировано, в своем узком кругу без постороннего влияния. Традиционный башкирский костюм не повторяет одежду ни одного другого народа

Башкирский костюм очень богат декоративными элементами. И это неслучайно. В жизни древних людей декору отводилась особая роль в первую очередь: охранная (вышивки-обереги), обрядовая, как показателя социального статуса и т.д. Каждый элемент украшений имел свое сакральное значение. В современности необходимость в охране собственного тела от влияния «злых духов» исчезла, так как исчезла и сама вера в духов.

В мифологии прошлого же от незнания сути природных явлений возникали «злые духи», как единственная возможность объяснения происходящему. Сознание древних воспринимало опасность извне как нечто мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже через одежду. Поэтому одежду защищали декором. Самым уязвимыми в этом отношении местами считались различные разрезы, отверстия и швы, через них по представлениям древних людей могли проникнуть злые духи. Именно в украшении и декоре древние видели единственный способ обезопасить эти участки от проникновения злых духов. Поэтому неслучайно в народной одежде орнаментировались срез ворота, нагрудный вырез, низ изделия и рукав , то есть все возможные отверстия на одежде. Что можно так же увидеть в костюме моей куклы, вышивка на подоле и на камзоле выполнена тамбурным швом( самый распространенный вид вышивки в башкирском костюме).

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Жених дарил девушке материал, кораллы, серебряные монеты и т.д., а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая одевала перед переездом в дом мужа. Позже эта одежда становилась праздничной, выходной. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывались защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отганять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров.

Как и у других народов Востока, картина мира для предков башкир представлялась в трехступенчатом виде:

1) Самая высшая ступень мира – Небо, где обитает владыка Тэнгри. Там же живут Кэн(солнце) и Ай(луна). В одежде башкир эту ступень символизирует головной убор. Как, например головной убор моей куклы (Кашмау) он символизирует птицу(спереди клюв, сзади хвост, по бокам крылья). Сзади вы можете увидеть вышивку, символизирующую три фазы луны (убывающую, нарастающую, полнолуние). Головной убор полностью съемный и вышит ювелирным бисером, который имитирует коралловые бусины.

2) Средний мир – Земля и ее обитатели – человек, его помощники Тулпар (крылатый конь), звери, растения, реки, горы и т.д. В одежде этот уровень изображен на участке от верхней части спинки до подола одежды и олицетворяет красоту флоры и фауны Земли. С помощью подручных средств, вышивки, аппликации на этом уровне изображались растительность, горы и т.д . В костюме куклы можно увидеть вышивку с растительными орнаментами, символизирующую лес, цветы и т.д.

3) Подземный мир или подводный мир – мир чудовищ, водяных духов, мистической птицы Самригуш и других существ. С нижним миром связаны человеческие страхи перед темными силами, а так же представления предков о реках и озерах. В костюме куклы это ленты по подолу платья , изображающие реки. Месторасположение ленты далеко не случайно, она находится на границе между средним и нижним миром, отражая отношение народа к воде. Отношение башкир к водоемам было двояким. С одной стороны, вода – необходимый для жизни элемент, с другой – это потоп, сметающий все вокруг.

Так же символ нижнего мира – это обувь (сарык), как правило, она имеет на пятке оригинальный рисунок несколько арок, украшенных аппликационным рисунком. Во-первых, обращает на себя внимание цвет орнамента, он традиционно выполнялся красными нитками и полосками ткани, а красный во все времена выполнял защитную функцию, роль оберега. Во-вторых, эта арочная композиция напоминает вход или выход из тоннеля. «Именно так представляли люди, откуда зарождается жизнь». Мы нередко слышим истории людей, переживших клиническую смерть. Свой проход в мир иной они связывают так же с подобным туннелем. Кто знает, может быть, наши предки знали гораздо больше, чем мы сейчас, умели видеть чувствовать, слышать. А мы в нашем суетном мире эту способность утеряли.

Читать также:  Как сделать ручку для топора своими руками.

В своем кукольном костюме (обуви) я постаралась полностью отразить все символы – арку, вышивку красными нитями. Обувь выполнена из натуральной кожи (нижняя часть) и верхняя из микромеха, украшена вышивкой и орнаментом в виде треугольников, так же характерным для башкирского костюма.

Особые «меры защиты» предпринимались в одежде молодых женщин, от которых в основном зависела численность и здоровье будущего потомства. Наши предки справедливо уделяли особое внимание здоровью девушек, от которого зависело качество генофонда и выносливость рода. Поэтому женская одежда отличается наличием большого количества декора, имеющего определенный смысл.

Так же в народном костюме существовали предметы, назначавшиеся строго по социальному или семейному статусу владельца. Скажем, в состав костюма замужней женщины входил кашмау, тогда как девушке его носить запрещалось. Таким образом, моя кукла &#8212, девушка замужняя))

Для вступающей в брак девушки пожилые женщины приносили немного кораллов или серебряных монет на кашмау. По другим местным обычаям кашмау дарил жених, но носить его женщина имела право лишь после рождения сына.

Главным украшением праздничного женского костюма восточных башкир является трапециевидный нагрудник (яга), украшенный кораллами и монетами. И полудрагоценными камнями.

Еще один элемент башкирского костюма, представленного на кукле это Камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу. Интересно,что подобный принцип кроя присутствует в образцах исторической одежды , а именно во французском жустокорпе. Возникает вопрос, мог ли французский сюртук стать прототипом для кроя башкирского камзола? Вопрос остается открытым, однако, принимая во внимание то, что башкирские воины, названные «северными амурами», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа, можно предположить, что привезенные с этой войны трофеи дали начало подобному крою в безрукавках.

В нашем костюме для камзола я использовала микроплюш, который прекрасно имитирует бархат и прекрасно подходит по масштабу куклы. Камзол съемный на подкладе, расшит золотыми нитями и украшен монетами.

Все элементы одежды на кукле съемные, сшиты полностью вручную, размер куклы невелик см, поэтому шить приходилось все вручную, очень много мелких деталей. Все выкройки, которые я использовала для создания костюма, соответствуют оригиналам., только в уменьшенном виде. Описание моей куколки вы можете прочитать так же здесь, пройдя по ссылке.

Таким образом, подводя итог проделанной работы , я приглашаю вас изучать народные костюмы, это увлекательный процесс, со множеством удивительных открытий.

Нередко это становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия для человека, зачастую не представляется возможным в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Я из многонациональной семьи, в нашей семье множество народностей это и русские и украинцы и поляки и башкиры и татары. Поэтому я продолжаю свой увлекательный путь по изучению национальныйх костюмов и приглашаю вас пройти его вместе со мной.

Надеюсь вам было интересно, до следующих встреч!

Башкирский национальный костюм

Почему у башкир семь вариантов традиционного наряда

&#171,После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда. &#187, &#8212, гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.

Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.

Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.

Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау &#8212, шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента &#8212, койрок (в переводе &#171,хвост&#187,), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор.

Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.

В северных деревнях можно было встретить такыя &#8212, полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.

Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.

В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.

Одним из таких платков был кушъяулык &#8212, головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс &#8212, маленький ситцевый платок.

Другой вид головного убора-покрывала &#8212, тастар. Его повязывали пожилые женщины.

Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.

Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах &#8212, меховая шапка.

По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые &#8212, светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.

Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.

Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.

Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.

Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.

Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.

Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху &#8212, расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.

В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.

Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже &#8212, эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.

На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.

Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.

Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.

Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).

Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.

Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.

Камалиева А. С. &#171,Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор&#187,. – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. &#171,Башкиры&#187, &#8212, Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. &#171,Башкирская народная одежда&#187,. — Уфа: Китап, 1995. – 248 с.

Руководитель творческой мастерской Рафаэль Амантаев: «В украшениях башкир заложена народная мудрость, своего рода защита»

На выставке лучших работ мастеров башкирского национального костюма международного конкурса «Тамга» в Национальном музее РБ особенно выделяется работа под названием «Амантай», представляющая собой вооружение башкирского воина времен Отечественной войны 1812 года. Об экспозиции рассказывает ее автор Рафаэль Амантаев в интервью ProUfu.ru

Руководитель творческой мастерской Рафаэль Амантаев: «В украшениях башкир заложена народная мудрость, своего рода защита»

Лауреат II степени в номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма» Рафаэль Амантаев – народный артист Башкортостана, в прошлом известный танцор, солист Башкирского государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, внук литературоведа, фольклориста и общественного деятеля Габдуллы Амантая. Давнее детское увлечение прикладным творчеством совпало с его танцевальной деятельностью – Рафаэль Амантаев нашел свое истинное призвание именно в этом.

– Рафаэль Альбертович, что вы можете сказать о выставке «Тамга»? И насколько востребованно то, чем вы занимаетесь?

– Эта выставка отличается от других тем, что здесь все сделано своими руками, и очень богато представлен башкирский исторический костюм – нагрудники, к примеру. Могу сказать, что сегодня это все востребовано: у меня есть свой сайт, в «Вконтакте» есть страница Творческого центра «Амантай», в «Фейсбуке», «Инстаграме», в «личку» пишут. Я образцы отправляю, на прошлой неделе посылка в Польшу была. В Турцию, в Китай заказывают. Недавно участники соревнований лучников «Мәргән уҡсы» заказывали у меня семь колчанов – на призы.

Щиты, копья, кнуты и сабли, пояса для спектакля «Башкирская свадьба» Молодежного театра – много всего, иногда приходится даже хозяйство домашнее забрасывать, сидеть с утра до ночи. А бывает и наоборот – если садовый сезон, то забрасываешь творчество, говоришь, что нужно посадить морковь, свеклу, помидоры.

_DSC7335.jpg

– Когда еще жил в городе, арендовал специальное подвальное помещение для этого. Стали поступать заказы из правительства, и я сделал Муртазе Губайдулловичу Рахимову пояс в подарок. Ко мне тогда пришли, были удивлены, что делаю подарки президенту в таких условиях – без воды, туалета. И предоставили две комнаты на втором этаже, там я семь лет проработал. Теперь в Михайловке построил мастерскую – тепло запускаю, свет и воду провел. Некоторые вещи можно и на коленях делать, например, кнуты плести. Можно даже в машине или в гостях – если к родителям жены едем в деревню, с собой заготовки беру и плету вечерами зимними. Для некоторых вещей, конечно, нужно спецоборудование, обложка колчана, например – на ней набивать орнамент, тиснение.

Читать также:  Как сделать профилактин своими руками.

«К культуре отношения не имею»

– Вы народный артист РБ, один из ярчайших деятелей культуры республики. Что вы можете сказать о состоянии культуры сегодня?

– Все мне этот вопрос задают. Я в культуре крутился-вертелся очень долго – 25 лет. Но с уходом на пенсию в 2003 году я перепрофилировался. 18 лет уже прошло. Ушел в поделки, в свою любимую на сегодняшний день работу. Я теперь от сцены, от театра очень далек. Например, в позапрошлом году для спектакля «Башкирская свадьба» театр заказывал атрибутику, на премьеру пригласят – буду приобщен к культуре. Раз в пять лет могу сходить на концерт, и этого хватает сполна.

К культуре сейчас никакого отношения не имею. Я вошел в стан реконструкторов. Наш клуб, в простонародье именуемый «Северные амуры», под руководством Ильдара Шаяхметова, дословно Первый конный башкирский полк «Любизар». Я как к ним примкнул, начал для них атрибутику делать, костюмы, реквизиты. Занимаюсь военно-историческими реконструкциями. С клубом ездили на «Бородинское поле», масштабную реконструкцию эпизодов сражения Отечественной войны 1812 года. Были в Лейпциге, в Венгрии, в Турции, Казахстане, Киргизии, где также участвовали в реконструкции. Сегодня я не оценщик современной культуры.

– Расскажите, как зарождалась ваша танцевальная карьера?

– С одноклассниками из первой башкирской школы №20, ныне гимназии имени Фатимы Мустафиной, которую оканчивал в 1979 году, до сих пор поддерживаем теплые дружеские отношения. Навещаем учителей. В этом году 42 года выпуска. Более того, пятеро одноклассников работают в Творческом центре «Амантай». Кто-то менеджер, кто-то художник или директор. Школьные годы заложили зерно моего творчества, в нашем классе вообще все творческие люди. Сын Гумера Абдульманова – Рамиль. Дочь Рашита Султангареева – Гульнара. Кто-то художественную школу заканчивал, я же танцевал в Дворце пионеров. А в хореографическую студию при ансамбле я поступил, когда учился в 10 классе.

– Когда обнаружили в себе интерес к прикладному творчеству?

В армии когда служил, оформлял красные уголки, дембельские альбомы ребятам. А когда уже в ансамбль приняли, Риф Габитов ставил танец «Медный каблук», и узнав, что я чеканю, делаю поделки, картины, показал мне эскизы своих костюмов. Спросил, смогу ли я сделать для тарханов и батыров пояса и танцевальные шпоры. Я попробовал – получилось. Это была первая моя работа такого плана. С этими поясами артисты танцевали лет тридцать. Потом делал пряжки для «Северных амуров», «Гульназиры» и других танцев. Мастерил щиты, копья, другую атрибутику. В филармонии до сих пор девушки танцуют в выполненных мной первых нагрудниках.

С выходом на пенсию я открыл свой Творческий центр «Амантай» – назвал его так в честь своего деда Габдуллы Амантая. Со временем мне стало не хватать того, что я выполнял свои изделия из нержавеющей стали. Поступил в ремесленное училище на курсы ювелиров. Полгода проучился. И вот тогда появились мои первые ювелирные изделия.

Мы сами всё состариваем

– В чем философия вашего ремесла? Наверное, нужно в совершенстве владеть историей?
– Философии как таковой нет. Во-первых, я танцевал танцы, в которых используют национальную одежду, атрибутику, реквизиты. Я прикипел к этой среде. И выйдя на пенсию, нашел отдушину в реконструкторском движении. Привлекло то, что если сценические костюмы сшиты и изготовлены из люрекса, искусственной кожи и аппликаций из современного материала, то реконструктор занимается восстановлением костюма, в котором ходили 200-400 лет назад, и атрибутики, которой пользовались наши далекие предки, из натуральных материалов.

Я стал углубляться в историю костюма, оружия. Появилось движение «Мәргән уҡсы», возрождающее стрельбу из лука в Башкирии.

– Действительно, фрагменты тех событий, выхваченные «из пекла веков», детализированные и овеянные военной романтикой, особенно важны в наше время – в отсутствие национального героя. А откуда вы черпаете исторические знания, кто вам помогает?

– В первый раз, когда мы приехали на фестиваль «Бородино», где инсценировались битвы и проходил парад, заметили, что все сценические костюмы в аппликациях из дермантина. Там же оценивают, соответствует ли атрибутика тому времени. И когда там увидели наш «филармонийский табор», сказали, чтобы изучили старинные гравюры, на которых изображены башкиры, и приезжали через год. Начали с нашим клубом «Северные амуры» изучать по историческим гравюрам и архивам военную атрибутику: колчаны, луки, сабли, ножи, кнуты, камчи, одежду – пояса, сапоги, шапки, еляны и т.д. Благо, есть интернет.

Мы «состариваем» одежду, чтобы она не смотрелась лощеной. Первое седло, окрашенное черной эмалью, первоначально смотрелось как пластмасса. Пришлось краску снимать, чтобы было видно, что оно было в бою. Начали использовать приемы 200-летней давности.

Особенно хочу отметить помощь художника-иллюстратора Азата Галиаскаровича Кужина из Творческого центра «Амантай», который тоже занимается реконструкцией и реставрацией. Я занимался танцами, а он окончил художественную школу. Выучился на архитектора. Начинал он как иллюстратор детских сказок и учебников, делал иллюстрации к «Урал-батыру» и историческим книгам об Отечественной войне 1812 года. Сейчас живёт в Польше, куда был приглашен в 90-х. Он выпустил раскраску «Северные амуры» в 1983 году. У него больше ста книг по военно-исторической тематике, несколько его работ вошли в десятку лучших изданий России. Каждый год приезжал, до самой пандемии. На фестивалях «Северные амуры», «Мәргән уҡсы» вместе бывали. Азат Кужин популяризирует историю и культуру родной земли в далекой Европе. Он мне очень помогает как художник, историк, реконструктор.

– Какие инструменты и материалы используете в своей работе? Что планируете делать, когда откроете свою мастерскую?

– Есть два направления: современная трактовка башкирского костюма, в основе которого национальный орнамент. Мы же напротив – состариваем изделие, и это выглядит как подлинно историческое.

Например, нас очень вдохновила поездка в Лейпциг, на «Битву народов». Так как в 1812 году швейных машин не было, люди шили вручную. На подобных конкурсах требуют именно такой техники шитья. Любая мелочь должна быть соблюдена. Вместо современных пластмассовых пуговиц — пуговицы из кожи. И я начал пробивать чеканом кругляши из кожи, и мы жарили их на сковороде, чтобы они стали объемными.

У венгров, румын, испанцев каждая пуговица – произведение искусства, ювелирная работа, филигранная, у них все вышито вручную, с золотом. Мы вообще по сравнению с ними отставшие в реконструкторском деле (смеется). Ребята из нашего клуба восстанавливают костюмы, и шьют сами, на коленках, как раньше, в юрте. Это смотрится очень эффектно, окунаешься в дух того времени.

В своих работах в основном использую кожу, войлок, дерево – все натуральное. Рубашки у нас из сатина, шелка. Воины нательную рубашку надевали из шелка, чтобы вши и блохи на ней не задерживались. Шелк тогда привозили из Китая. Раньше я покупал кожу современную, химически выполненную на станках. Сейчас я использую натуральную сыромятную кожу или кожу растительного дубления.

Запущу мастерскую, даст бог, и планирую изготавливать ювелирные украшения. Делаю монеты старинные екатерининские от 10 копеек и до рубля. Недавно, к примеру, мастерил мельхиоровые налокотники и пояса для спектакля. Украшения я выполняю из мельхиора, который смотрится как серебро. На изготовление золотых и серебряных изделий нужны специальные сертификаты, разрешения. Мельхиор – это сплав меди и никеля. Его еще называют нейзильбер (его изобрели в Германии), что в переводе с немецкого означает «не серебро».

Жили, как башкирские воины

– Школы интересуются вашим творчеством?

– Нашим движением реконструкторов, естественно, интересуются. Приглашают на открытые уроки по истории, по башкирскому костюму. Беру свою атрибутику, и если меня не остановите, я могу час или два рассказывать об истории или своем ремесле детям – они же внимательно слушают. Танцевальные коллективы из гимназии-интерната имени Рами Гарипова и гимназии имени Фатимы Мустафиной у меня заказывали кнуты, шпоры и пояса. В деревне Старокуручево Бакалинского района, откуда родом супруга, на 100-летие со дня рождения дедушки Габдуллы Амантая я давал ученикам открытые уроки.

– Что вы можете сказать о своем участии в выставке-конкурсе Тамга?

– Я был двумя руками за. Всем художникам, ремесленникам и творцам по башкирскому национальному костюму, по украшениям, атрибутике, реквизитам, как и артистам, все равно нужен зритель. Для нас очень ценно показать свои работы не только в интернете, но и вживую, пообщаться с коллегами-ремесленниками, поделиться опытом.

– Вы ощущаете себя танцором, ремесленником, создателем чего-то нового или человеком, который возрождает к новой жизни нашу историю?

– Скажу, кем я себя сейчас уже не считаю по состоянию здоровья. Нас не зря отправляют на пенсию через 20 лет в танцевальном коллективе. К сожалению, не удается сохранить все свои суставы, кости в хорошем состоянии. Кости изнашиваются. Так вот, танцором я себя уже не считаю. В душе может быть, да. Во сне иногда теряем сапоги, опаздываем на выступления, бежим на сцену. Танцуем в душе.

В начале своей реконструкторской работы я каждый месяц приходил в музей и просил показать старинное оружие, одежду. Например, изнанку колчана. Потому что внутри больше информации. У собирания колчана свой секрет. Как крепилось, как цеплялись детали, как пришивались, какими нитками, сколько слоев, какие стрелы, какое оперение. Результат, безусловно радует, но особенно вдохновляет сам процесс.

– Что вы можете рассказать о традиционных украшениях башкир, и почему они отдали предпочтение именно серебру?

Как такового своего ювелирного дела из-за крестьянских восстаний не было. Екатерина и Иван Грозный запретили башкирам иметь свои мастерские – чтобы они не изготавливали оружие. Если находили оружие в доме, сразу арестовывали и сажали в тюрьму. А Казань была под царем, и в Татарии кузнечное и ювелирное дело было развито. Были ювелирные, ремесленные улицы, это дело процветало, они намного вперед ушли от башкир.

_DSC7298.jpg

Про деда и про место в жизни

– Основным воодушевляющим фактором для семьи стала история великого предка, вашего деда – Габдуллы Амантая. Вы сыграли огромную роль в деле реабилитации и увековечения его имени…

– Мой Дед Габдулла Амантаев, башкирский советский поэт, литературовед и фольклорист, общественный деятель, учился в Ленинградском институте философии и лингвистики, возглавлял Институт языка и литературы в качестве первого директора, знал семь языков, и его готовили послом в страны Востока.

Во-первых, мой творческий центр носит его имя, во-вторых, когда был его 100-летний юбилей со дня рождения, я собрал все документы деда и написал письмо Муртазе Рахимову с просьбой присвоить имя Габдуллы Амантая улице в Уфе. Есть еще мемориальная доска по улице Ленина, 2, где они жили и откуда его забрали. Среди героев фильма «Первая республика» (2019) – Габдулла Амантай.

– Будучи человеком с большим жизненным опытом, какой совет хотели бы дать тем, кто ищет свое место в жизни?

– Ищите и найдете! Если человек ищет, какая-то цель есть в жизни, профориентация… Вот в душе ты танцор, а тебя заставляют петь, и наоборот. А жена моя росла в деревне. Любила мостики, шпагаты делать в детстве и прочее, а гимнастической школы в деревне не было. А может, она достигла бы высоких результатов в спорте. Тесты по профориентации очень полезны.

Хотя не поздно никогда. Кто-то берет кисть в руки в 60 лет, и начинает творить, создавать удивительные работы. Если человек творческий, то он все равно найдет, к чему душа лежит больше.

Молодым родителям можно пожелать, чтобы водили своих детей на экскурсии в музеи, на выставки, как меня мама в детстве. Дети, если с ними не заниматься, сидят, уткнувшись в свои гаджеты. А тем родителям, кто их приведет в художественную школу или на гимнастику, в изостудию, нужно памятник ставить.

Габдулла Амантай — башкирский советский поэт, литературовед и фольклорист, общественный деятель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: